Как развивается ребенок в 9 месяцев. Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни

На чтение 10 мин.

По мере своего развития ребенок овладевает все новыми и новыми навыками. Именно они в будущем позволят ему более успешно взаимодействовать с окружающим миром, открывая его с новых сторон.

Для того чтобы родителям было легче следить за тем, насколько правильно развивается их ребенок, современная педиатрия вывела целый ряд умений и навыков, которыми он должен овладевать к каждому возрастному периоду. И если ребенок испытывает с чем-либо трудности и оказывается неспособным выполнить то или иное действие, это может стать серьезным поводом для родителей обратить на это внимание.

9 месяцев малыш не сидит – надо выяснить причину

Уже к началу 7-10 месяца большинство детей начинают предпринимать первые попытки сесть, а то и ползать.

Тем не менее, часто бывает так, что даже в 9-10 месяцев ребенок не старается садиться сам. Является ли это серьезным нарушением развития и какие меры стоит принимать родителям для коррекции этой особенности?

Возрастные нормы. Что должен уметь ребенок в тот или иной период для того, чтобы сесть самостоятельно?

Нормальное двигательное развитие ребенка характеризует наличие следующих показателей:

  1. В шесть месяцев ребенок должен уметь самостоятельно перекатываться со спины на живот и даже пытается сесть самостоятельно, если в качестве опоры ему дать пальцы.
  2. В семь месяцев ребенок должен уметь сидеть самостоятельно, при этом держа спину достаточно ровно. А также поворачивать корпус находясь в этом положении. Он также должен уметь садиться из положения сидя на четвереньках.
  3. В восемь месяцев ребенок не только умеет сидеть, но при этом свободно манипулирует руками, стараясь дотянуться до предметов, интересных или необходимых ему.
  4. Начиная с 9-10 месяцев, ребенок уже должен уметь садиться исходя из практически любого положения. Также именно в этот период формируются первые предпосылки к самостоятельной ходьбе: он встает на колени, если рядом имеется опора, может удерживать корпус, начинает ползать. Время, которое он может проводить сидя с прямой спиной, значительно возрастает. Наблюдаются первые попытки стоять прямо с опорой (начиная с 10 месяца).

Развитие малыша 6-9 месяцев

Однако стоит еще раз заострить внимание на том, что если к указанному возрастному периоду 9-10месяцев у ребенка все еще не наблюдаются перечисленные здесь навыки, это далеко не всегда говорит о присутствии той или иной патологии. Каждого ребенка отличают собственные возрастные особенности развития. И не исключено, что позднее развитие одного навыка сможет быть скомпенсировано более быстрым становлением другого. Торопить ребенка в таком случае не следует.


Отставание в развитии в 9 месяцев – косоглазие, не сидит

Тем не менее, существует немало тревожных признаков, которые зачастую являются веским основанием для похода к специалисту.

  • Неспособность сидеть самостоятельно в 7-10 месяцев; слабая возможность удерживать равновесие.
  • Невозможность захватывать и удерживать в руках предмет, свидетельствующая о недоразвитии моторики.
  • Выраженный недостаток массы тела.
  • Повышенный, либо сниженный тонус мышц.
  • Неестественно выпученные глаза; тенденции к косоглазию.
  • Частое беспокойство без видимых на то причин.
  • Длительное незарастание родничка.

Почему это происходит?

Если родители замечают, что, несмотря на наступление возраста 9-10 месяцев ребенок не садится сам, нужно учесть, что далеко не всегда это может быть тревожным сигналом. И хотя возрастная периодизация отмечает время развития тех или иных навыков, нужно учитывать, что не менее важную роль играют и индивидуальные особенности развития ребенка. В связи с этим возрастные рамки для каждого из них могут различаться на несколько месяцев. И вполне возможно, что способность сидеть самостоятельно разовьется у него немного позже, но сможет закрепиться лучше.


Причина нарушения развития – родовая травма

В остальном же, причинами неспособности ребенка садиться самостоятельно, могут выступить:

  • Задержка внутриутробного развития плода.
  • Гипоксия на стадии внутриутробного развития.
  • Анемия, диагностированная у матери при беременности.
  • Внутриутробные инфекции.
  • Врожденные пороки развитие.
  • Сложные роды; кесарево сечение.
  • Родовая травма.
  • Низкие баллы при шкале Апгар.
  • Недоношенность или переношенность.
  • Преждевременные роды.
  • Стремительные роды.
  • Избыток или недостаток околоплодных вод.
  • Дистрофия мышечной ткани.
  • Рахит.

Как научить ребенка самостоятельно сидеть?

Рассуждая о развитии у ребенка тех или иных навыков, не стоит забывать и о том, что ни одно умение не может развиваться само по себе, не имея на то объективных предпосылок. Это правило справедливо и для способности самостоятельно садиться.


Положение тела малыша при сидении

Что может побудить ребенка попробовать сесть в 9-10 месяцев? Это может быть интерес к предмету и, как следствие, желание дотянуться до него. Также попытки ребёнка сидеть или ползать являются промежуточными ступенями в освоении более сложных навыков, например – ходьбы. Поэтому, первым шагом в обучении ребенка самостоятельному сидению будет создание соответствующей мотивации. Например, родитель может установить возле кровати ребенка яркие игрушки, дотянуться до которых он может только сидя. Или обеспечив ему большую свободу действий благодаря более просторному манежу, кровати и т.д.


Кольца для обучения сидению

Правильный учет возрастных особенностей – еще одно важное условие обучение ребенка новому навыку.

Когда лучше всего учить ребенка сидеть самостоятельно? Советы и рекомендации

Большинство детей уже в полгода пытается занять новое, пока непривычное для них положение. Несмотря на то, то способность сидеть проявляется далеко не сразу, ребенок быстро понимает, что так ему будет намного легче играть, манипулировать новыми для него предметами и т.д. Другая причина того, почему это происходит именно в полгода – достаточно хорошо сформированные к этому периоду мышцы спины, брюшного пресса, а также груди. Благодаря этому в полгода ребенок отличается уже достаточно хорошим уровнем физической подготовки к самостоятельному сидению даже без опоры – это не причиняет ему дополнительного дискомфорта и не создает трудностей.


Обучение сидению должно быть регулярным

Тем не менее, приучать ребенка необходимо следуя следующим правилам:

  1. Обучать девочек сидеть самостоятельно необходимо несколько позже, чем мальчиков. Так например, если мальчик может пробовать сесть уже в пять месяцев, с девочками лучше подождать до полугода. Подобная мера вполне объяснима с точки зрения особенности физиологии женского организма: сажая девочку слишком рано, можно спровоцировать у нее загиб матки и другие осложнения.
  2. Для того, чтобы ребенок почувствовал необходимость самостоятельно искать опору для тела, необходимо постепенно лишать его опоры извне (например, убирать из-за спину подушки, на которые он мог облокачиваться раньше, сажать как можно дальше от спинок кровати, кресла и т.д.). Привыкание к дополнительной опоре не только затормозит приобретение ребенком навыка сидения, но может негативно сказаться на его осанке в будущем.
  3. Помочь ребенку освоить новое для себя положение в пространстве можно и при помощи игр в манеже. Желательно, чтобы он имел достаточное внутреннее пространство, а также был оснащён достаточно крупной сеткой, держась за которую ребенок вполне смог бы как вставать, так и садиться, не прибегая к посторонней помощи.
  4. Если вы заметили у ребенка признаки утомления, не стоит заставлять его сидеть слишком долго; просто переложите его на спину – это позволит ребенку расслабиться, а мышцам – получить необходимый им отдых и разгрузку.

Массаж для ребенка имеет укрепляющее действие

Какие упражнения могут помочь ребенку научиться сидеть самостоятельно?

Начинать обучать ребенка садиться следует с самых простых, не требующих особых усилий упражнений. Выполнять их нужно спустя час после еды. Обязательными условиями должны быть пребывание ребенка в хорошем настроении и самочувствии. Одежда должна быть легкой, не сковывающей движения.


Самостоятельное переворачивание – начало обучения
  • Исходная позиция – лежа на животе. Задача ребенка – попробовать перелечь из такого положения за спину, а затем – вернуться в исходное. Если у него не будет получаться сделать это самостоятельно, можно помочь ему, заинтересовав яркими предметами или игрушками – интерес к новому предмету может помочь ребенку принять необходимое положение. Допустимо также слегка подталкивать ребенка ладонями под стопы.
  • Исходная позиция – такая же, лежа на животе. Ребенку даются большие пальцы рук родителя. Его задача при этом – подниматься и опускаться наверх, держась за них руками и используя их в качестве опоры. Для начала ребенок будет нуждаться в двух руках, но со временем, по мере развития этого навыка, можно вполне обходиться и одной. Если ребенок не будет справляться, его допустимо будет поддерживать под коленями. Торопить при этом его не стоит – очень важно чтобы ребенок научился именно самостоятельному поиску опоры и чувствовал равновесие тогда, когда это необходимо.
  • Для того чтобы ребенок смог попробовать встать или сесть сам, его также можно усадить на колени, дав ему ладони в качестве опоры. Это позволит ребенку не использовать внешнюю опору, а искать ее самостоятельно. Это упражнение может также стать хорошей альтернативой традиционному, но менее эффективному сажанию ребенка на кровать с большим количеством подушек.
  • Когда ребенок освоит эти упражнения, вы можете переходить к более сложным. Например, предложить ребенку встать из положения лежа на спине, мягко удерживая его за руки. Поскольку это упражнение требует от ребенка большего напряжения, первое время оно будет сильнее других утомлять его. Именно поэтому вы сможете обойтись тремя-четырьмя повторениями.
  • Развивать в ребенке чувство баланса можно усаживая его на твердую поверхность и придерживая одной рукой его ладонь, другой – ноги. Для того чтобы он учился держать равновесие, его раскачивают из одной стороны в другую. Поскольку первое время ребенок может сталкиваться с некоторыми трудностями в выполнении этого упражнения, первое время его можно будет немного подстраховать, уложив вокруг него подушки, смягчающие возможные удары.

Занятия на фитболе для обучения сидению очень полезны

Техника безопасности при выполнении упражнений и другие рекомендации

Прежде чем обучать ребенка сидеть самостоятельно, необходимо убедиться в том, что его физическое развитие позволяет приступить к освоению нового навыка. Критериями готовности могут выступать умение длительное время лежать на животе, уверенно держа голову, руки с опорой на грудную клетку, а также способность переворачиваться с одного бока на другой.

  • Очень нежелательно сажать ребенка с применением дополнительных фиксаторов для туловища.
  • Если 10-ти месячный ребёнок не может самостоятельно садиться, держать его в кенгуру необходимо не более получаса. Несоблюдение этого условия приведет к усилению нагрузки на позвоночник
  • Коляска на этапе развития навыка сидения, должна быть оборудована специальной твердой спинкой, дающей возможность находиться в положении полусидя. Можно также использовать слинг или специальные ходунки.

Регулярные занятия помогут ребенку сесть самостоятельно

Нужно ли обращаться к специалисту?

Более пристальное внимание здоровью ребенка необходимо уделить в тех случаях, если самостоятельные попытки сесть не наблюдаются у ребенка и в дальнейшем – в 10, 11 месяцев.

В этом случае у родителей есть основание подозревать, что у ребенка наблюдается задержка моторного развития, либо задержка двигательного развития. Поскольку и то, и другое нарушение в совокупности могут выступить причиной задержки психического развития, начать их коррекцию необходимо как можно раньше.

В случае, если вы заподозрили у ребенка 9-10 месяцев задержку моторного развития, либо нарушения, имеющие неврологическую природу, необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту. В таких случаях, как правило, назначают курс специального лечебного массажа и других коррекционно-развивающих процедур.

Девятый месяц жизни малыша – это период, когда организм крохи начинает подготовку к прямохождению. В это время основное внимание и развитие ребенка должно быть направлено на укрепление костного аппарата. Большое значение имеет физическая активность и психологическая готовность.

В этом возрасте малыш много двигается, мамины руки интересуют его все меньше. Он реализует свое любопытство, передвигаясь по полу и беря в руки различные предметы.

Особенности физического развития ребенка

По мере роста ребенка происходит постепенное снижение ежемесячной прибавки в весе. Так, если в первые месяцы ребенок мог набирать до 1 кг ежемесячно, а в период с 4 по 6 месяц – от 650 до 750 грамм, то за девятый месяц вес ребенка может увеличиться на 300-500 грамм.

Причина такого снижения ежемесячной прибавки в весе кроется в повышении двигательной активности ребенка. Чем больше ребенок двигается, тем больше затрачивается энергии. Она же в свою очередь сказывается на весе малыша.

Средний вес ребенка в этом возрасте составляет 9 кг. В росте за этот месяц ребенок прибавляет 1-2 см. С момента рождения его рост увеличился на 20-21 см. На конец 9-ого месяца жизни средний рост ребенка составляет 71 см. при этом допустимы отклонения на 3 см, как выше, так и ниже.

Умения и навыки малыша в 9 месяцев

  • Ребенок уверенно чувствует себя в положении сидя. При этом он самостоятельно садится, может из этого положения наклоняться и дотягиваться до игрушек. Просидеть без опоры ребенок может примерно 10 минут.
  • При наличии опоры ребенок может принимать вертикальное положение. Может делать робкие шаги. Если есть подвижная опора в виде стула, то ребенок может двигать его, держась за спинку и пробовать идти за ним.
  • При использовании ходунков, малыш может передвигаться, приседать и прыгать в среднем 10 минут.
  • Активные попытки ползать. В этот период некоторые дети уже встают на четвереньки и ползают в правильной позиции на ладонях и коленях. Другие же предпочитают передвигаться на животе. И тот и другой способ – вариант нормы для 9-ти месячного возраста.
  • Активное развитие мелкой моторики отражается в том, что ребенок начинает использовать пинцетообразный (два пальца) или щипковый (три пальца) захват. Он может поднимать таким образом мелкие предметы и даже крошки. Последовательность действий: подобрать-потрогать-засунуть в рот – вот то, чем предпочитает заниматься ребенок в этот возрасте. Рвать бумагу на клочки – еще одно полезное и любимое занятие крохи.
  • На 9-ом месяце жизни ребенок отличается довольно крепким хватом. Взяв что-то в свою руку, он не отпустит предмет, пока не потеряет к нему интерес. Забрать что-то силой из детской ладошки довольно сложно. Связано это с тем, что разжимать пальцы ребенку физически сложнее.
  • Ребенок умеет активно проявлять свои желание и нежелания. При попытках забрать нужную ему вещь, он будет отталкивать руку родителя, отворачиваться или даже совсем уходить в сторону.
  • К 9-му месяцу у детей уже есть 4-6 зубов, и процесс их дальнейшего роста идет весьма активно. Однако все дети не похожи друг на друга, и их физическое развитие может отличаться. Поэтому если у вашего ребенка зубов нет, не паникуйте и ждите.

  • Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок и развитию речи. В этот период ребенок постоянно говорит простые слоги, пробует складывать из них слова (мама, папа). Произнося их, он умеет правильно ассоциировать слова с объектами. В разговоре активно используются интонации.
  • Ребенок знает, как его зовут. При обращении к нему он поворачивает голову или проявляет другую двигательную активность.
  • Эмоциональные проявления становятся более яркими: бурная радость, громкий смех или гнев – вот лишь небольшой спектр эмоций, демонстрируемых ребенком.
  • Умеет четко жестами формулировать свои желания. Точно показывает на желаемый объект или направление.
  • Понимает и реагирует на простые просьбы, вроде «иди ко мне», может выражать согласие или несогласие соответствующим кивком головы.
  • Ребенок пытается принимать участие в простых процессах, вытягивает ручки, помогая себя одевать. Сам может стянуть шапку.
  • Во время еды держит обеими руками чашку, уверенно держит ложку. Но ест преимущественно руками.
  • Точно реагирует на звук или голос, понимает, откуда он идет. В процессе игры в прятки легко найдет Вас, откликаясь на «ку-ку».
  • Игрушки и различные бытовые предметы, такие как кастрюли, обычно не использует по прямому назначению. Любимое занятие: постучать по ним или покидать.

Чтобы определить соответствие развития вашего крохи установленным стандартам, можно провести небольшой тест, который включает в себя следующие проверки:

  • Лежа на животе, ребенок ползет в направлении игрушки или тянется к ней.
  • Сидя, может удерживать спинку в течение 10 минут, может брать предметы, лежащие сбоку, а значит, может разворачивать корпус.
  • Малыш пытается вставать и пробует делать шаги, держась за опору.
  • За столом умеет держать кружку двумя руками.
  • Подражание жестам. Простой способ показать ребенку, как барабанить по поверхности. Обычно малыши это повторяют.
  • Ребенок должен узнавать близких, называть их, используя простые слоги.
  • Ребенок должен суметь крепко удержать предмет в руке при попытке забрать его.

Если отсутствие каких-то навыков в поведении ребенка вас беспокоит, то стоит проконсультироваться с педиатром или неврологом.

В этот период основную долю полезных веществ ребенок получает из продуктов прикорма. Однако грудное вскармливание при снижении его доли в общем рационе еще остается.

К этому возрасту из пяти кормлений в день три – это приемы пищи, полностью состоящие из продуктов прикорма.

Грудь или смесь предлагаются ребенку в момент пробуждения и в последнее кормление перед ночным сном.

В рационе малыша участвуют все основные продукты в пределах рекомендованной суточной нормы:

  • Овощи – до 200 гр.
  • Каши – до 200 гр.
  • Фрукты – до 100 гр.
  • Желток – ½ (дается два раза в неделю).
  • Творог (кефир) – до 50 гр.
  • Сок – до 90 гр.

Обязательно в рационе должен присутствовать хлеб и масло, растительное и сливочное.

В этот период в прикорм начинают вводить рыбу. Для начала прикорма используются нежирные сорта белой рыбы. Максимальная суточная доза – 30 грамм. Стоит учитывать повышенную аллергенность рыбы и тщательно следить за реакцией детского организма на ее введение. Рыбные блюда в меню должны быть не чаще 2-3 раз в неделю.

Мясо может подаваться в виде фрикаделек или мелко рубленным, в составе супов.

Овощные пюре могут содержать несколько видов овощей и зелень.

Более разнообразны становятся и каши. Можно пробовать готовить многокомпонентные каши из нескольких видов злаков. А добавление к каше фруктов и ягод – улучшат ее вкус и придадут питательную ценность. Не рекомендуется давать ребенку лишь манную кашу, ввиду того, что переваривание ее в детском организме идет очень медленно.

Режим – сон и бодрствование

Большинство малышей в возрасте 9 месяцев спят ночью по 8-10 часов, а дневной сон представляет собой 2 периода по 2 часа.

Некоторые дети днем придерживаются трехразового сна: два 40-минутных отрезка утром и вечером и 2-х часовой послеобеденный сон. Это говорит о том, что ребенок еще не готов к длительному бодрствованию. Но это — вариант нормы.

9-ти месячный ребенок уже может спать всю ночь без кормлений. Однако, дети, находящиеся на грудном вскармливании, продолжают просыпаться по ночам с требованием маминой груди. Это не говорит о том, что ребенку не хватило еды на последнем кормлении. Такие пробуждения связаны с психологической необходимостью быть рядом с мамой. Проблема ночных пробуждений будет решена после отмены грудного вскармливания.

В этом возрасте нередки нарушения сна, вызванные, как правило, наличием внешних раздражителей и некомфортным температурным режимом в спальне.

Правильно построенный распорядок дня с минимизацией активных игр и лишних контактов непосредственно перед сном, а также создание благоприятного микроклимата в комнате позволят нормализовать сон ребенка.

  • Для гармоничного психического развития ребенку важно ощущать близость матери. Поэтому, сколько бы ни весил ваш малыш, старайтесь чаще брать его на руки.
  • Развивайте речь. Для этого чаще читайте книжки с яркими картинками, показывайте и называйте предметы. Предпочтения отдавайте стихам и недлинным сказкам.
  • Учите малыша ползать. Для этого есть ряд физических упражнений. А также хорошо работает мотивирующий фактор – игрушка, до которой можно дотянуться.
  • Стройте вместе пирамиды и башни. Ребенок в основном будет их разрушать, но может и попробовать поставить кубики друг на друга. После совместных игр просите ребенка собирать детали в коробку.
  • Дайте возможность ребенку мять, рвать, разматывать и сматывать бумагу. Идеальным средством для этих целей является рулон туалетной бумаги.
  • Изучайте части тела. Для этого в арсенале игрушек ребенка независимо от пола должна быть кукла или пупс. Посадив его рядом с малышом можно вместе показывать глазки, нос и прочие части тела. Куклу можно кормить, укладывать спать. В дальнейшем такая игрушка станет полноправным участником ролевых и ситуационных игр.
  • Игры с водой, переливание из емкости в емкость, поливание на руку, мытье игрушек. Помимо приятного времяпрепровождения, это еще и прекрасное развитие тактильных ощущений.
  • Знакомьте ребенка с новыми текстурами. Неплохой вариант, объединить в одной коробке кусочки разных материалов, разные мелкие предметы. Только не забывайте о желании малыша засунуть все в рот.
  • Используйте крупу для творчества. Можно устроить раскопки разных игрушек, предварительно спрятанных в тарелку с крупой.

Занимаясь с ребенком и придумывая новые игры, берите во внимание его подвижность. Танцуйте, делайте гимнастику. В процессе игр обязательно общайтесь с ребенком и следите за его реакцией. Ваш 9-ти месячный малыш уже может сам подсказать подходящий ему путь развития!

Девять месяцев – очень интересное время в жизни малыша. Сходит на нет кризисный период, маленький человечек становится спокойнее, взрослеет с каждым днем и постоянно радует вас чем-нибудь новеньким. Поговорим сегодня, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, чтобы обратить внимание на все стороны развития крохи.

Что умеет делать девятимесячный малыш

Не существует никаких нормативов, что должен делать ребенок и чего он достиг в своем развитии, так как в 9 месяцев все детишки довольно разные.

Вас не должно беспокоить, если малыш немного отстает от сверстников: очень скоро он их догонит и перегонит!

Физическое развитие ребенка в девять месяцев, как правило, включает следующие навыки:

  1. Кроха хорошо ползает , причем не обязательно на четвереньках. Малыш вполне может перемещаться по-пластунски, и это не является патологией;
  2. Детки уверенно садятся и сидят без опоры продолжительное время;
  3. Кроха встает у опоры;
  4. В девять месяцев многие малыши делают первые шаги. Это могут быть передвижения вдоль дивана или решетки кровати, или хождение с мамой, когда она поддерживает крошку за обе ручки или подмышки. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает ходить >>>

В это время еще не все дети умеют самостоятельно выходить из положения «стоя», чаще всего им требуется помощь взрослого.

Игровые навыки малыша

Психомоторное развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему обзавестись новыми умениями и потренировать ранее приобретенные навыки. К концу девятого месяца жизни малыш может:

  • сминать и рвать кусочек бумаги или пластилина;
  • играть с двумя игрушками одновременно: стучать ими друг об дружку или пытаться соединить;
  • играть в «ладушки» (хлопать);
  • приподнимать и рассматривать мелкие вещицы, пользуясь большим и указательным пальцами;
  • самостоятельно выбирать игрушку, которая нужна ему в данный момент;
  • листать толстые картонные страницы детских книжек;
  • по просьбе показывать пальчиком на знакомые предметы, в том числе на картинках;
  • играть в «ку-ку» и прятки (прятаться под покрывалом, искать взрослого, спрятавшегося под покрывалом);
  • собирать пирамидку (нанизывая кольца в любой последовательности);
  • кидать различные предметы;

В развитии ребенка девятого месяца жизни появляется и кое-что новенькое:

  • малыш в этом возрасте должен запомнить некоторые части тела, обычно детки учат, где находятся ручки, ножки, глазки, носик. Кроха показывает на них по просьбе взрослого человека.

Для развития малыша очень полезны прогулки. В этом возрасте можно выходить на улицу во время бодрствования крохи.

  • в девять месяцев маленькому человечку интересно смотреть, как летают птички, как играют другие малыши. Наблюдение за старшими детьми – одно из занятий, помогающих развитию вашего крохи.

Важно! В 9 месяцев много внимания уделяется безопасности малыша. Следите, чтобы он не оставался один на диване или стуле, уберите из его зоны досягаемости мелкие и острые предметы, спрячьте провода.

Эмоции, которые испытывает малыш

В девять месяцев крошка становится спокойнее, он вполне способен несколько минут поиграть самостоятельно, пока вы моете посуду или завтракаете. В это время уже можно судить о развитии будущего характера вашего малыша. Воспитательные приемы из курса «Мой Любимый Малыш», будут вам отличным подспорьем и сберегут миллионы нервных клеток. >>>

Есть детки, все время пребывающие в движении, есть те, кто больше предпочитает сидеть за игрушками и книжками. Малыш может быть разрушителем порядка и разорителем шкафов, а может больше интересоваться кубиками и погремушками.

В девять месяцев ребенку приходится впервые ощутить разницу в развитии и воспитании маленьких леди и джентльменов: намечаются различия между тем, что должна уметь девочка, и тем, что умеет мальчик:

  • Девочки быстрее развиваются в эмоциональном плане, они более привязаны ко взрослым, но уж если и играют самостоятельно, то в «осмысленные» игры: перекладывают предметы, катают машинки, листают книжки.
  • Мальчики, как правило, более самостоятельны и любознательны. Они хотят ползать по всей квартире, выкидывать вещи из шкафов, забираться на стулья, падать оттуда, что-то швырять и ломать. Эти, с первого взгляда варварские действия необходимы для развития будущих мужчин. Подробнее о том, как объяснить ребенку что нельзя >>>
  • Часто мальчики хотят, чтобы их водили за ручки, иногда ничем другим не хотят заниматься на протяжении всего времени бодрствования. Узнайте, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно >>>
  • Девочки часто более ласковы, льнут ко взрослым;
  • Мальчики уже в этом возрасте пытаются ударить, ущипнуть. Не стоит переживать из-за такой особенности развития ребенка, ведь в 9 месяцев детишки поступают так не из-за злобного характера, просто им интересен результат их действий. Это один из этапов развития малыша. Подробнее об этом: почему ребенок не слушается ?>>>

Не бойтесь останавливать руку драчуна и спокойным равнодушным тоном объяснять, что так делать нельзя.

Важно! Если взрослые не будут выдавать эмоциональную реакцию на действия малыша, ему скоро надоест предпринимать попытки драться. Точно так же следует пресекать желание крохи кого-нибудь укусить.

Психическое развитие ребенка в девять месяцев позволяет ему улавливать настроение других людей и реагировать на него. Например, малыш может смеяться вместе с родителями или хныкать, если маме грустно.

В этом возрасте детки активно выражают свое мнение по поводу различных событий. Малыш бурно радуется, встречая папу с работы, и горько плачет, если не хочет переодеваться или у него что-то не получается.

Речь крошки в девятимесячном возрасте

К девяти месяцам малыш четко произносит различные слоги, комбинирует их. Иногда взрослым кажется, что их чадо разговаривает на каком-то «своем» языке.

Речевое развитие ребенка доходит до такого уровня, что в 9 месяцев жизни малыш вполне способен повторять за родителями простые слова. Пусть сначала это будет один слог из слова, или даже один звук. Немного практики, и у вашего малыша будет получаться все лучше и лучше.

Продолжайте читать крошке короткие стишки и потешки, петь песенки, это покажет ему хорошие речевые примеры, поможет развитию чувства ритма и впоследствии побудит самого рассказывать стихи. В 9 месяцев ребенку интересны напевные строчки, он способен повторить за вами простые движения; если вы не знаете, что он должен уметь, видео с записью потешек для малышей поможет вам сориентироваться.

Девять месяцев ребенку – самое время для расширения пассивного словарного запаса; показывать предметы по просьбе взрослого – это то, что должен уметь и мальчик, и девочка в этом возрасте. Чаще рассказывайте крохе обо всем, что его окружает, комментируйте все его занятия.

Смотрите также мой видеоурок про развитие ребенка в 9 месяцев:

Если малыш появился на свет раньше срока

Развитие недоношенного ребенка в 9 месяцев практически не отличается от развития его рожденных в срок сверстников. Детки умеют садиться и сидеть, вставать у опоры. Малыши могут выражать свои эмоции и пытаются произносить первые слова.

Однако развитие поторопившихся деток зависит и от срока гестации, на котором случились роды, и от последующего выхаживания. Глубоко недоношенные малыши могут достаточно сильно отставать от сверстников.

На что следует обратить внимание

Все детишки индивидуальны, и родителям не стоит беспокоиться, если их чадо не ходит и не пытается произносить первые слова. Однако мамы и папы отслеживают, что умеет ребенок, и должны насторожиться, если в 9 месяцев:

  • малыш не умеет садиться или сидеть;
  • апатичен, мало и неохотно двигается;
  • не интересуется ни игрушками, ни книжками, ни бытовыми предметами.

В этом случае состояние крохи нужно обсудить с педиатром и детским неврологом. Чаще всего отклонения в развитии ребенка девятого месяца жизни могут быть легко скорректированы самими родителями при участии специалистов.

Хотя в девять месяцев Ваш малыш ещё не может говорить, но зато он уже многое понимает, знает и умеет. Девять месяцев - это время освоения и совершенствования малышом ещё одного важного навыка — вставания на ноги.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

67-77,3 см.
7,8-11,4 кг.
43,5-49,0 см.
43,6-52,0 см.
66,4-76,8 см.
7,5-10,4 кг.
42,4-48,5 см.
43,6-51,0 см.

Физическое развитие ребенка на девятом месяце жизни

За девятый месяц жизни ребенок набирает в весе около 500 грамм. За весь период жизни 5900-6000 грамм.

Длина тела за этот месяц увеличивается на 2 см. Окружность груди и головы увеличиваются за девятый месяц на 0,5 см.

Нервно-психическое развитие ребенка на 9 месяце жизни

В этом возрасте необходимо уделить особое внимание развитию мелкой моторики, это способствует как развитию речи, так и в целом очень полезно для малыша.

Развитие речи на девятом месяце жизни

К девяти месяцам дети хорошо знают и понимают не только свое имя и слова «мама», «папа», но и названия многих окружающих их предметов. Если попросить девятимесячного малыша показать тот или иной предмет, игрушку (которую он видел раньше), то скорее всего он безошибочно укажет на неё.

В арсенале малыша появляется множество звуков и интонаций, его лепет всё больше начинает напоминать осмысленную речь.

Познавательное развитие

Ваш малыш всё больше начинает осознавать себя, как самостоятельную личность. Так в девять месяцев ребенок может отличить свое отражение в зеркале от отражения ребенка другого возраста.

Ребенок активно реагирует на просьбы взрослых показать кубик, мячик, ложку и другие предметы.

Может выполнять простые просьбы, такие как «дай», «на».

Показывает на картинке, в отражение или на лице родителей нос, рот, глаза.

В девять месяцев малыш очень любит рвать, мять бумагу, ему интересен пластилин и глина.

Может брать маленькие предметы двумя пальцами. С удовольствием вынимает предметы из коробки или ящика. Многие малыши уже умеют вкладывать предметы в коробки или баночки, и при этом соотносить их по размерам.

Двигательные навыки ребенка в 9 месяцев

Малыш может самостоятельно садится и сидеть довольно продолжительное время.

Совершенствуется навык ползания. Так девятимесячный малыш начинает уже ползать не «по-пластунски», а на четвереньках (опираясь на руки и на колени). Малыш ползает всё более активно и на большие расстояния.

Некоторые малыши пытаются передвигаться по полу в сидячем положении, выглядит это очень забавно.

В девять месяцев ребенок может вставать с поддержкой и делать несколько шагов за ручку. Некоторые, особо шустрые малыши, пытаются делать первые самостоятельные шаги.

В этом возрасте дети могут залезать на диван, перелезать через небольшие препятствия, опускаться и подниматься на наклонную горку.

Малыш с большим усердием начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову шапку, берет ложку.

Эмоции

К девяти месяцам у многих малышей проходит страх незнакомых людей, но всё дети индивидуальны, поэтому одни могут с удовольствием общаться с гостями, другие, напротив, пугаются, плачут и прячутся за маму.

Всё больше заметна привязанность к любимой игрушке.

Мимика малыша становиться всё разнообразнее.

Уход за ребенком на девятом месяце

Так как малыш начинает передвигаться на большие расстояния и изучает соседние комнаты, необходимо проследить, чтобы окружающая среда была безопасна и в то же время интересна для ребенка.

Поощряйте стремление ребенка к самостоятельности, позволяйте делать ему самому некоторые вещи, например, во время купания давайте ему в руку мягкую мочалу, позвольте самому вытереться полотенцем, пусть пробует сам пить из чашки и так далее.

Уделяйте внимание физическому развитию ребенка - для этого отлично подходят массаж и гимнастика.

Продолжайте делать закаливающие процедуры — «воздушны ванны», водные процедуры, прогулки на свежем воздухе.

Так как многие малыши к девяти месяцам обзаводятся зубами, то постепенно можно приучать ребенка к уходу за полостью рта. Для этого подходят специальные детские зубные щетки, которые можно приобрести в аптеке.

Приучайте к горшку, так если малыш проснулся в хорошем настроении, то сразу после пробуждения его можно посадить на горшок.

Питание ребенка в 9 месяцев

К девяти месяцам всё большее место в питании ребенка занимает взрослая пища. У малыша появляется потребность в жевании, так как активно развиваются зубы.

В девять месяцев продолжается расширение рациона ребенка, увеличивается объем продуктов.

Постепенно можно переходит на блюда приготовленные в более плотном виде. Так например, мясо можно предложить в виде фрикаделек.

Переходя от протертой пищи к кусочкам, помните, что делать это нужно постепенно. Для начала, разминайте пищу вилкой. Давайте ее малышу небольшими порциями. После того, как ребенок привыкнет к новой консистенции, можно увеличить порцию. Далее пробовать давать пищу кусочками.

Наиболее полезными злаками в этом возрасте считаются гречка и овсянка.

Грудное молоко в этом возрасте составляет около 1/3 - 1/4 части суточного рациона ребенка.

  • Фруктовые соки - 80 мл;
  • Фруктовое пюре - 80 грамм;
  • Творог - 40 грамм;
  • Желток - 1/2
  • Овощное пюре - 180-200 грамм;
  • Молочная каша - 180-200 мл;
  • Мясной фарш - 50 грамм;
  • Рыбное пюре - 50 грамм;
  • Печеночный фарш - 30 грамм;
  • Кефир - 200 мл;
  • Сухари, печенье - 10 грамм;
  • Хлеб - 10 грамм;
  • Растительное масло - 5 грамма;
  • Сливочное масло 5 грамма.

Примерный рацион питания ребенка в 9 месяцев

6:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл

10:00 - Каша (170 грамм), желток куриный 1/2; творог (15грамм), фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);

14:00 - Овощное пюре (160 грамм), мясное или рыбное пюре (40 грамм), фруктовое пюре (30 грамм);

18:00 - Грудное молоко (или адаптированная молочная смесь) или адаптированный кефир - 140 мл; творог(30-50 грамм); печенье (10 грамм);

22:00 — Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.

Необходимые обследования в 9 месяцев

Как и прежде необходимо посетить педиатра, чтобы узнать на сколько подрос Ваш малыш и сколько прибавил в весе. Также врач оценит его нервно-психическое развитие.

В девять месяцев, необходимо посетить ряд узких специалистов - это хирург и стоматолог.

Также врач педиатр даст направление на ЭКГ.

Как играть с ребенком в 9 месяцев?

В этом возрасте полезны игры направленные на развитие мелкой моторики.

Можно начинать играть с малышом в игры с простым сюжетом. Например, зайчик танцует, куколка пьет из чашки, лягушка прыгает.

Малышу интересно собирать башенку из кубиков, вкладывать предметы в предназначенные для них отверстия или просто складывать их в коробку или банку.

Любят малыши поиграть в прятки. Накройте платком небольшую игрушку и карапуз непременно захочет проверить, там ли она.

Поиграйте с ребенком в «ладушки», «сороку-белобоку».

Покатайте мячик, покидайте его в коробку. Показывайте и объясняйте как одевать колечки от пирамидки на палку, как вставлять один колпачок в другой.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Игрушки в этом возрасте должны быть направлены на всестороннее развитие малыша. Это могут быть: погремушки, центры активности, пирамидки, кубики, колпачки, игрушки с веревочками, музыкальные игрушки, молоточки с пищалками, мягкие книжки и книжки с толстыми картонными страницами, игрушки для купания и другие. Можно сделать игрушки самостоятельно, например наполнить прозрачные пластиковые бутылки крупами, камешками или разноцветными бусинками. Только не оставляйте малыша одно с игрушками и предметами мелкого размера, чтобы он не подавился ими или не засунул их себе в нос или ухо.

Конечно, природа многое заложила в Вашего малыша, но полностью раскрыться он сможет только благодаря Вам. Сейчас у малыша самое активное время для познания мира, помогите ему. Уделяйте ребенку больше времени, занимайтесь с ним, рассказывайте и показывайте ему всё, что ему интересно, и тогда его достижения не заставят себя ждать.

Правильное развитие ребенка до года обременено множеством сложностей. И если в первые месяцы малыш является своего рода «беспомощным» маленьким человечком, то ближе к году он становится более самостоятельным. Девять месяцев – подготовительный период к первым шагам, вступлению в новый жизненный этап. Потому родители, дабы определиться, правильно ли развивается их чадо, задаются вопросом: «Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?»

Этому периоду характерен резкий скачок активной деятельности. Каждый организм индивидуален, потому не существует строгих понятий, умений, которыми должен владеть малыш к 9 месяцам. Все навыки обусловлены не только физиологическими особенностями малыша, они зависят от того, занимаются ли со своим чадом родители, как они это делают.

Развитие малыша отражается в поведении. Он уже умеет сидеть, не опираясь, пробует ползти. Делать ребенок это может не только на четвереньках, но и по-пластунски, а некоторые малыши пятятся назад, опираясь на ручки.

Что умеет ребенок в 9 месяцев? В таком возрасте наступает особый этап подготовки к ходьбе. Происходят физиологические изменения в теле. Активно развиваются, укрепляются опорно-двигательный аппарат, связки, нервно-мышечная система. Это проявляется, когда из положения лежа на животике кроха пытается подползти к игрушке, дотянуться до нее. В положении сидя он умеет делать полуобороты и даже достать вещь сбоку или позади себя.

У него активно развивается хватательный щипковый рефлекс. Он пытается взять игрушку не всей ладошкой, а пальчиками. Как правило, малыш может задействовать сразу три пальчика.

Определить эмоциональное развитие можно следующим образом. Если попытаться забрать у ребенка любимую игрушку, он должен выразить свое недовольство. Например, ребенок крепко хватает ее, старается не отпускать, при этом выражает свое недовольство мимикой, звуками.

У ребенка в 9-месячном возрасте речь уже более осмысленная. Он пытается повторять слоги за взрослыми, подражая им. Повторяет он не только слоги, но и движения. В этот период необходимо учить его новым движениям: имитируя бой барабанными палочками, в играх «ладушки», прятки. Прячась, обычно малыш закрывает лицо ручками. Он также должен пытаться найти спрятавшихся папу или маму. Ребенок должен откликаться на свое имя, узнавать близких ему людей.

Кроме того, он уже умеет перелистывать страницы детских книжек, которые для самых маленьких сделаны из плотного картона, нанизывать кольца на пирамидку в любом порядке, рвать бумагу на клочки, отрывать небольшие кусочки от пластилина.

Игра у детей данного возраста больше носит разрушительный характер. Они с радостью ломают построенную башню из кубиков, а собрать ее заново, пусть даже в хаотичном порядке, им пока не под силу.

Это маленькие любознайки, активно познающие мир. В этот период активно развиваются все органы чувств: именно на 9 месяцев приходится момент, когда в доме можно встретить дверцы шкафчиков с перевязанными ручками.

Физические показатели

Физические нормативы усреднены Всемирной организацией здравоохранения. В среднем, из-за своей активности малыш набирает от 350 до 500 граммов веса, а рост его увеличивается на 2 с половиной сантиметра.

Мальчик имеет больший вес и рост, чем девочка. Связано это с природой человека. Вес мальчика варьируется в пределах от 7 до 11 килограммов при росте от 67,5 до 76,5 сантиметров. Усредненной нормой считается вес от 6,5 до 10,5 килограмма при росте 65-75 сантиметров. Окружность головы увеличивается на один сантиметр, а груди — на два.

Если имеются отклонения от указанной нормы, это может быть связано с генетической предрасположенностью. По данным заметно, что маленький человечек замедляется в наборе веса, но продолжает расти. Главное, чтобы эти показатели увеличивались в сравнении с предыдущими данными. Потому дети до годовалого возраста проходят мониторинг у педиатра ежемесячно.

Питание малыша

Ребенку очень важно получать полноценное питание, соответствующее его возрасту. Если здоровье мамы позволяет, то крайне необходимо продолжать грудное вскармливание. Мамино молоко составляет примерно четверть рациона малыша в сутки.

Далее приведены усредненные нормы рациона питания в день. Каши составляют примерно 180-200 граммов. Фруктовые, овощные пюре – 250 граммов. При этом основная часть приходится именно на овощи. Масло растительного происхождения и сливочное – 5 граммов в день. Кисломолочные продукты в виде детского кефира, творожка – 40 граммов.

Хлеб или сухарики – не более пяти граммов. Ребенку необходимо раз в неделю давать половину отварного куриного желтка, так как он содержит железо, что благотворно влияет на уровень гемоглобина. Некоторые дети отказываются от него: можно пойти на хитрость — перемешать желток с теплым молоком.

Для малыша в 9 месяцев — идеальное время, чтобы добавить в его основной рацион мясо, рыбу в отварном виде, нежирных сортов. Ребенок должен получать эти продукты примерно по 50 граммов каждого вида раз в неделю.

Режим дня

Ребенку в этом возрасте важно соблюдать режим. Ему также необходимо спать 11 часов ночью и примерно 4 часа днем. Однако именно сейчас нередко можно заметить за маленьким, что у него нарушается режим сна. Дело в том, что ребенок уже понимает разницу между днем и ночью. Он знает, что в ночное время все спят, а днем играют, занимаются другими делами.

  • При первом пробуждении, обычно оно бывает в 6-7 утра, малыш пьет молоко или смесь. Далее проводят утренние процедуры, делают с малышом зарядку.
  • Второе кормление с применением каш или фруктовых пюре, а после этого можно выводить ребенка на прогулку. Если погода позволяет, желательно, чтобы первый дневной сон прошел на открытом воздухе.
  • Примерно в час дня – обед, состоящий из овощного пюре, мяса, некрепкого диетического бульона. Можно дать ему банан на десерт.
  • Затем следуют занятия, игры, а потом снова прогулка, второй дневной сон.
  • Ужин рекомендуется давать ребенку не позднее шести часов вечера, чтобы его неокрепший желудочек смог переварить и усвоить пищу. Ужин может состоять из творожка или безмолочной каши с рыбой.

Общение в кругу семьи – важный этап для гармоничного развития малыша.

  • Кормление грудью или молочной смесью должно быть не позднее девяти часов вечера. Многие дети просят грудь в ночное время. Правда, данный аспект больше носит психологический характер.
  • Вечерние процедуры. Кормление молоком можно провести и после умывания. На девятый месяц, ребенка можно купать через день. Малыша следует укладывать не позднее 10 часов вечера. Режим дня в каждой семье свой.

Поводы для беспокойства

Несмотря на индивидуальное развитие и определение усредненных навыков ребенка в 9 месяцев, существует несколько признаков, которые должны насторожить родителей. При их обнаружении малыша нужно показать педиатру:

  1. Ребенок не может удержать равновесие в положении сидя.
  2. Он не может переворачиваться, не пробует передвигаться.
  3. Не проявляет эмоций в виде недовольства, когда у него пытаются забрать игрушку.
  4. Не пытается повторять слоги.
  5. Дети в этом возрасте часто пытаются самостоятельно снять с себя шапочку, выпить из бокальчика, кружки. Если ребенок не делает этого, следует обратиться к врачу.
  6. Не стучит своими игрушками.
  7. Не может определить, где родные люди, а где — чужие. Проявляется момент, когда ребенок не боится посторонних, с легкостью идет к ним на ручки.

Игры – главные помощники

Родителям необходимо знать, что существуют множество игр, занятий, способствующих обретению новых навыков в психологически-эмоциональном, в физическом плане. Все занятия должны быть направлены на то, чтобы развивать сенсорное восприятие ребенка. Это могут быть детские самые простые музыкальные инструменты, машинки со звуком, куклы для девочек. Домики с тоннелями подойдут малышам, которые уже умеют ползать. Необходимо включить в ежедневные игры пирамидки, кубики, показывать ребенку, как они собираются, что можно из них сделать.

Игры с крупой, в которой спрятаны небольшие игрушки, являются началом развития мелкой моторики, напрямую влияющей на формирование речи. В этом возрасте можно познакомить ребенка с гимнастическими снарядами, мячиком, кольцами и прочими атрибутами подвижных игр.

При выборе всех элементов внимание следует обращать на качество материалов, способы их изготовления, обработки. В 9 месяцев у малыша режутся зубки, позаботьтесь об этом.

Развитие ребенка в 9 месяцев, родившегося раньше предполагаемого срока, отличается от доношенных детей. Для них существует свой календарь развития, отличающийся от общепринятых нормативов. Его правильно составить поможет врач, учитывая все нюансы здоровья малыша.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей