Мэри шелли биография. Дочки-матери: Мэри Уолстонкрафт и Мэри Шелли как первые феминистки

Все, вероятно, слышали о Франкенштейне. А вот кто придумал его, известно не многим. Мы расскажем о британской писательнице начала девятнадцатого века - Мэри Шелли (биография и интересные факты из ее жизни ждут вас ниже). Оказывается, именно она создала этот мистический жуткий образ, который сейчас так нещадно эксплуатируют создатели фильмов ужасов.

Чем известна Мэри Шелли?

Эта красивая изящная женщина прославилась не только своим творчеством и всемирно известным романом, но и интересными и сложными поворотами жизненного пути.

Юная Мэри в 18 лет на спор с Джорджем Байроном и своим мужем создала первый в мире готический роман. Этим она и прославилась, ведь, по сути, девушка ввела в литературу новый жанр.

Сейчас имя Франкенштейна ассоциируется у многих с фильмами ужасов. Мало кто знает, что образ созданного безумным ученым жуткого существа придумали не «киношники», а эта красивая одухотворенная дама - Мэри Шелли. Фото ее портретов вы найдете в материалах статьи.

Но не только творчеством известна Шелли. Ценителям поэзии романтизма ее фамилия обязательно напомнит известнейшего британского поэта-романтика, друга Джорджа Байрона - Перси Биши Шелли, с которым, по всем канонам романтизма, юная красавица сбежала из отчего дома.

Мэри Шелли: биография, краткое изложение. Детство

Писательница родилась в подходящем месте для будущей королевы готического романа - в столице туманного Альбиона, Лондоне.

Ее полное имя - Мэри Уолстонкрафт Годвин. Благодаря мужу и единственному любимому мужчине, поэту Перси Шелли, она стала называться Мэри Шелли. Годы жизни писательницы - 1797-1851.

Девочка появилась на свет в семье известной на то время феминистки Мэри Уолстонкрафт и Уильяма Годвина, журналиста, знаменитого своими анархистскими и атеистическими взглядами. Мать будущей писательницы умерла после осложненных инфекцией тяжелых родов, оставив осиротевшему отцу новорожденную Мэри и двухлетнюю Фэнни (ее дочь от предыдущей любовной связи).

Отец хоть и горевал из-за смерти любимой жены, но вскоре сочетался браком снова со своей соседкой - вдовой миссис Клермон, у который было двое собственных детей. Старшая дочь - Клер Клермон - стала подругой Мэри и даже сбежала вместе с ней и ее возлюбленным во Францию, а потом и Швейцарию, где стала досаждать паре своей экзальтированностью и навязчивостью.

Несмотря на то что образование для девочек в то время считалось совершенно лишним, отец Мэри дал ей достойную базу знаний дома и помог дочери выучиться.

Шелли Мэри. Любовь и побег

Когда девочке исполнилось шестнадцать лет, она познакомилась с молодым поэтом Перси Шелли. Как утверждают биографы, он как-то вместе с женой Гарриет пришел в семейный магазинчик Годвина. Там он увидел Мэри и, похоже, был очарован девушкой с первой встречи, потому что начал все чаще появляться там, но уже без жены. Брак Шелли и так уже трещал по швам, хотя три года назад он бросил все и сбежал с Гарриет во Францию. Туда же он увез из родного дома до безумия влюбленную в него шестнадцатилетнюю Мэри. Через несколько недель влюбленные, но совершенно нищие романтики вернулись к отцу будущей основательницы готического романа. Но, к удивлению и огорчению обоих, он был очень уязвлен поступком дочери и сказал, что больше не желает ее видеть.

Теперь семью полностью должен быть обеспечивать Шелли. Мэри безумно любила своего названного мужа и нисколько не горевала о жизни в отчем доме. Хотя попытки наладить отношения с отцом ею были сделаны в дальнейшем.

Поэт-романтик и будущая писательница поначалу идеально понимали и дополняли друг друга. Но со временем у них начались разногласия. Перси, провозглашая в своей поэзии чистую, светлую любовь, на самом деле довольно легкомысленно относился к супружеской верности, что шокировало и обижало Шелли Мэри. Тем не менее она сохранила любовь и преданность мужу на всю жизнь.

Зрелость и семья

За романтической юностью пришло время горькой зрелости для писательницы. Ее названный муж не мог стать ей супругом официальным, так как не был в разводе с Гарриет. Поэт вынужден был обеспечивать детей и бывшую жену, плюс себя и Мэри Шелли. Дети в их отношениях рождались и умирали, что безумно ранило молодую женщину. Только четвертый сын писательницы - Перси Флоренс - выжил и спас мать от отчаяния.

В 1817 году жена Шелли Гарриет утонула в пруду. Ее детей Мэри и Перси хотели приютить, но овеянному грязными слухами поэту общественность сделать этого не разрешила.

Сестра Мэри, Фэнни, покончила жизнь самоубийством. В свои 19 Шелли Мэри видела достаточно, чтобы знать, что такое отчаяние, боль, отрешение и духовное одиночество. Именно эти чувства она вселила в своего героя-монстра в романе.

Творчество

Мэри Шелли, рожденная в семье талантливых и вольнодумных родителей, наверное, не могла бы избрать иной путь. В своих воспоминаниях она часто сознавалась, что еще с детства «марала бумагу» разными историями. До романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» ею было написано немало. Среди ее раннего творчества следует выделить незавершенный роман под названием «Ненависть».

Молодая Мэри Шелли (биография ее кратко изложена выше) развлекала своими очерками мужа, но многие исследователи считают, что Перси неблагосклонно относился к более серьезным шагам жены в литературе. Возможно, он боялся того, что Мэри могла затмить его своими успехами.

Дружба с Байроном

Как известно, Перси Шелли был близким другом

Мэри, Клер, была безрассудно влюблена в молодого лорда, которому суждено было стать основателем романтизма, и буквально преследовала его. Не отличающийся чистотой нравов поэт вскоре ответил на ухаживания настырной девушки, и они стали любовниками. Вскоре у этой пары родилась девочка - Аллегра, судьба которой из-за экстравагантности и ветрености родителей оказалась трагичной.

С Байроном связана и история создания «Франкенштейна» Мэри Шелли, и столь ранняя и непредсказуемая смерть Перси (он погиб, когда перегонял яхту Джорджа Байрона «Ариэль») в возрасте 29 лет.

История создания романа «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Когда ищущие себе приюта влюбленные Мэри и Перси переехали в Швейцарию, их соседом волею судьбы оказался Байрон. Долгими дождливыми вечерами у камина друзья рассказывали друг другу страшные истории. Однажды они решили посоревноваться в написании жутких новелл. Вследствие спора и появился «Франкенштейн» Мэри Шелли. Дата «рождения» произведения - приблизительно 1818 год.

«Франкенштейн, или Современный Прометей». О чем роман?

«Франкенштейн» стал флагманом в жанре готического и фантастического романа. В 1818 году произведение было издано анонимно. Только в 1831 году создательница дала ему свое имя.

Так кто же такой этот Франкенштейн, чье имя ошибочно стало нарицательным прозвищем жуткого чудовища, а образ вдохновил талантливых людей на создание многих фантастических фильмов?

На самом деле Франкенштейн - это не само чудовище, а его создатель.

Как-то ученый-метафизик Виктор с уже известной нам фамилией совершил очень сложный и опасный эксперимент. Он стремился к изучению самых потаенных уголков науки. Однажды ему удалось открыть тайну жизни и смерти. Знания дали ему возможность оживить мертвое тело. В ожидании гениального открытия он сделал это и получил результат, ужаснувший его. Существо, созданное им, показалось ученому столь жутким, что он сбежал из своей лаборатории и из города.

Сюжет главного произведения Мэри Шелли

Повествование начинается с того момента, когда исследователь и золотоискатель Волтон отправляется на Северный полюс. По дороге он находит истощенного и находящегося на грани безумия человека. На корабле тот рассказывает о своем жутком эксперименте.

Он смог создать и оживить гиганта, но был настолько напуган, что бросил его в лаборатории и сбежал. Через некоторое время Виктор узнал о гибели своего младшего брата. Вильям был жестоко убит. И хоть его убийцей объявили служанку Жюстин, Франкенштейн знал, кто был виноват на самом деле. Догадки подтвердились, когда, возвратившись домой, он застал там своего монстра.

И вот произошла встреча создателя и предмета его экспериментов. Создание рассказало, что долгое время жило в сарае одного мужчины и там же научилось говорить. Монстр был безумно одиноким и хотел подружиться со слепым стариком. Но дети старика жестоко избили его, насмехаясь над ужасным видом. Мечась в отчаянии, монстр нашел дневник Виктора, откуда и узнал об истории своего создания.

После долгой беседы чудовище попросило создать ему подругу. Они уехали на отдаленный остров, где Виктор приступил к работе. Когда новое творение было почти создано, он вдруг понял всю опасность данного союза двух существ и уничтожил «невесту». Разъяренный монстр убежал и убил близкого друга Франкенштейна - Анри.

Виктор вернулся домой и женился на своей первой любви - Элизабет. В брачную ночь в спальню к ней проникло чудовище и убило ее. Отец Виктора от полученного удара скончался. Так в одночасье погибла вся семья ученого. Франкенштейн поклялся убить монстра и устремился за ним в погоню на Северный полюс. Чудовище скрылось, а Виктора нашел Волтон. Шокированный историей исследователь повернул свой корабль назад. По пути Виктор умер, а на своем корабле исследователь нашел и само чудовище. Монстр признался, что раскаивается и хочет покончить жизнь самоубийством. С этой клятвой на устах он сбежал с корабля.

Место романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» в мировой литературе

Как мы уже говорили, произведение было первым в своем жанре. Как Эдгар По создал жанр детектива, так Мэри Шелли написала первый в мире. Ее произведение произвело фурор в маленькой компании, состоящей из поэтов Байрона и Шелли. Роман, кроме того, имел довольно серьезный успех практически сразу после издания. И до наших дней он не утратил своей как литературной, так и исторической ценности.

Пишущая в совершенно новом ключе Мэри Шелли, муж и дети которой были для нее вдохновением, создавала свой роман на спор. А в результате он поставил ее в один ряд с великими романистами мировой литературы.

Своим успехом «Франкенштейн» обязан мастерски выписанным образам гениального ученого, который смог создать нечто великое, но не нашел в себе силы отвечать за свое творение, и чудовища, которое, несмотря на свой жуткий вид и окровавленные убийствами руки, стремится к людям, хочет стать другом и возлюбленным. Монстр понимает, что человечество не примет его, он ведь совершенно иной. Его злодеяния - это выплескивание боли и страдания, немой укор создателю, который так жестоко поступил с ним.

Писательница оставляет конец произведения открытым, дает шанс читателям самим додумать, что же будет с жутким, никому не нужным существом. Создатель погиб, но его деяния будут жить в монстре, который тоже умеет страдать и грустить и ищет место в человеческом мире.

В заключение

Английская писательница Мэри Шелли прожила полную горестей и тревог жизнь. Но она сумела сохранить светлую чистую душу и веру в любовь. Именно любовь была целью ее жизни. Во имя любви к искусству Мэри создала и свой удивительный роман о Франкенштейне и его монстре, который с удовольствием до сих пор читают и изучают.

Мэри была достойной женой великого писателя и талантливым автором.

Шелли Мэри - известная британская писательница. Ее творчество пришлось на XIX век. Она известна как автор романа "Франкенштейн, или Современный Прометей".

Биография писательницы

Шелли Мэри родилась в Лондоне в 1797 году. Ее мать, Мэри Уолстонкрафт, была известной феминисткой. Она работала преподавательницей, писала романы о роли женщины в современном ей обществе. Отец Мэри был популярным либеральным философом. Его звали Уильям Годвин. В свое время он слыл журналистом-анархистом.

Мать Шелли Мэри умерла вскоре после рождения дочери. Так что воспитанием девочки практически в одиночку занимался ее отец, который вынужден был также растить ее сестру Фэнни Имлей. Не справившись с такой нагрузкой, Годвин женился во второй раз.

Мачеха хорошо относилась к детям, они получили блестящее образование и воспитание.

Встреча с мужем

Своего мужа Мэри Шелли встретила летом 1814 года. Он был радикалом и вольнодумцем. Во многом походил на ее отца. Его звали Перси Шелли. Когда они встретились, Мэри было всего 16 лет.

Перси был поэтом, натурой творческой и романтической. Поэтому сразу предложил бежать во Францию. Молодые люди вернулись несколько недель спустя. Отец не захотел видеть свою дочь, чем немало ее поразил.

Шелли Мэри утешилась только тем, что встретила любовь своей жизни. Перси также был восхищен своей женой. Он был покорен ее образованностью, умением понимать и чувствовать поэзию и философию.

При этом Перси был сторонником свободной любви. В определенный момент Мэри поняла, что от этой идеи он никогда не откажется.

Дети писательницы

В 1816 году у Мэри и Перси родился сын. Они его назвали Вильямом, в честь дедушки по материнской линии. В самом конце этого года они обвенчались, вскоре после того, как умерла первая жена Перси.

В 1817 году у Шелли родилась дочь Клара. Правда, она умерла еще в младенчестве, примерно через год. Вскоре скончался и Вильям. Младенческая смертность была весьма распространенным явлением в Англии в те годы. Медицина была на весьма низком уровне развития.

12 ноября 1817 года у Мэри родился третий ребенок - сын Флорес. При этом брак английской писательницы не был долговечным. В 1822 году Перси Шелли трагически погиб. Летом он возвращался домой из итальянского Ливорно на шхуне "Ариэль". Путешествие закончилось для него неудачно. Перси утонул.

Женевское озеро

Излюбленным местом отдыха для Шелли было Женевское озеро. Именно здесь она впервые публично объявила о своем браке с Перси и попросила всех окружающих обращаться к ней как к миссис Шелли.

Лето 1816 года молодожены провели на берегу Женевского озера, по соседству с классиком английской литературы Джорджем Байроном. Байрон снимал шикарную виллу, а супруги Шелли - более скромный домик. То лето они провели за философскими беседами, катанием на лодке и, конечно, работой.

Сама Мэри Шелли, книги которой уже через короткий промежуток времени стали чрезвычайно популярными в Англии, вспоминала, что то лето было холодным и промозглым. Часто шел дождь, который просто не выпускал из дома по несколько дней.

Популярной темой для обсуждений были эксперименты английского философа Эразма Дарвина, работавшего в XVIII веке. Он активно занимался гальванизацией. Во времена Шелли под этим термином понимали процесс воздействия электрического тока на мертвый организм. Ток вызывал резкое сокращение мышц, создавалась видимость воскрешения человека из мертвых. В то время активно обсуждалась возможность возвращения умершего к жизни. Ходили упорные слухи, что кому-то уже удалось провести первые удачные опыты.

Вечерами друзья развлекались на вилле у Байрона, читая немецкие рассказы о привидениях. В результате Байрон предложил литературное соревнование. Каждому присутствующему надлежало написать рассказ на тему сверхъестественного. По признанию самой писательницы, именно тогда к ней пришел замысел романа про Франкенштейна.

Франкенштейн

Франкенштейн Мэри Шелли приснился во сне. Об этом она сама рассказывает в своих воспоминаниях. По ее словам, она увидела бледного и изможденного ученого, который склоняется над существом, которое только что создал своими руками. Это был омерзительный фантом, принявший человеческое обличие.

Сюжет романа

Работу над романом писательница начала, думая, что это будет небольшая новелла. Но со временем замысел вырос до более крупного литературного жанра. В 1818 году опубликовала свое произведение Мэри Шелли. "Франкенштейн, или Современный Прометей" стал ее первым серьезным литературным трудом.

Действие романа разворачивается сразу в двух городах - Архангельске и Петербурге. Именно отсюда английский ученый Волтон едет на Северный полюс, чтобы нанести на карты неведомые доселе земли.

По пути на Север его корабль подбирает истощенного и едва живого европейца, которого зовут Виктор Франкенштейн. Придя в себя, он рассказывает историю своей жизни.

Оказывается, Франкенштейн родился в богатой аристократической семье в Женеве. С детства его занимали оккультные науки, все таинственное и загадочное. Он окончил университет в немецком городе Ингольштадте, где заинтересовался уже серьезной наукой. В частности, причинами зарождения жизни и смерти.

Спустя два года напряженных исследований Франкенштейн обнаружил способ, с помощью которого можно создавать живую материю из неживой. Подробно описала работу ученого Мэри Шелли. "Франкенштейн", краткое содержание которого приведено в этой статье, - это роман о триумфе человеческого ума. Правда, сам создатель со своим триумфом справиться не смог.

Виктор оживляет гиганта, который предстает перед ним монстром. Ученый в ужасе убегает из лаборатории.

Вскоре он узнает, что его младший брат убит. А ночью под Женевой он встречает сотворенного им монстра. В это время суд признает виновной в смерти брата Виктора его служанку. Ее казнят, только Виктор знает, кто истинный виновник убийства.

В одну из очередных встреч монстр рассказывает ученому о том, что научился разговаривать, живя в сарае у одной семьи. Хозяин дома учил иностранную невесту английскому языку. Он пытался подружиться с людьми, но везде наталкивался на отвращение и ужас от его внешнего вида.

В результате он обнаружил дневник ученого, в котором был подробно описан весь процесс его создания. Возненавидел после этого своего творца. По этой причине он убил и брата Виктора, как только узнал, что он родственник его создателя.

На протяжении последующих лет монстр преследует ученого, убивая близких и дорогих ему людей. В конце истории на корабле Виктор умирает. Волтон обнаруживает рядом с его телом монстра, который переживает из-за содеянного зла. Чтобы не причинить больше никому вреда, он решает скрыться на Севере. Спешно покидает корабль Франкенштейн. Мэри Шелли, книга которой стала популярной сразу после издания, написала роман о силе человеческой мысли, ученом, который не смог осознать, что он сделал, и совладать со своим собственным творением.

Другие произведения писательницы

Помимо романов, Шелли писала записки о путешествиях. Ее первым изданным трудом стала "История шестинедельного путешествия", изданная в 1817 году.

В 1819 году она написала роман "Матильда", а через 4 года - труд "Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки".

Большой популярностью, помимо "Франкенштейна", пользовался ее роман "Последний человек". Это научно-фантастическое апокалиптическое произведение, в котором рассказывается о мире будущего, пораженном неизвестной эпидемией. Роман состоит из нескольких частей, в которых человечество оказывается на грани катастрофы и полного исчезновения.

Стоит отметить, что в свое время роман не был оценен современниками и критиками. Интерес к нему появился только в середине XX века, когда многое, о чем писала Шелли, стало осуществляться.

Последние произведения в карьере писательницы - это романы "Судьба Перкина Уорбека", "Лодор" и "Фолкнер", написанный в 1837 году. Она умерла в 1851 году, ей было 53 года.

Экранизация "Франкенштейна"

Роман Шелли про Франкенштейна неоднократно экранизировался. В 1994 году свою версию снял Кеннет Брана. Его фильм так и назывался: "Франкенштейн Мэри Шелли". Книга и фильм очень похожи, сюжет произведения отражен на экране наиболее полно.

Главные роли в нем исполнили Роберт де Ниро и сам Брана. Фильм подробно, практически дословно излагает события романа. Хотя есть и некоторые отступления. Например, после того, как Виктор создает женщину для монстра, он отказывается ее оживить только в самый последний момент.

Экранизация 2015 года

В 2015 году готическую драму по этому сюжету снимает Пол Макгиган. В главных ролях появляются Дэниэл Рэдклифф и Джеймс Макэвой.

В этой картине главным героем выведен Игорь, помощник Виктора Франкенштейна. Именно с его точки зрения описываются все события. Это дружба с ученым, создание монстра, попытка осознать, что же они сотворили.


История литературы практически не знает примеров, когда первое серьёзное произведение начинающего автора, написанное в девятнадцать лет, становится частью национальной классики и приобретает мировую известность. Именно так сложилась судьба первой книги Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей", необычной, как и вся жизнь этой женщины, писавшей в своём дневнике, что история её жизни "романтична превыше всякой романтики".

Талантливая девочка

Мери Шелли родилась 30 августа 1797 года в Лондоне, в семье известных английских писателей Уильяма Годвина и Мэри Уолстонкрафт. Мать Мэри умерла через несколько дней после её рождения, навсегда оставшись для дочери предметом поклонения.

Уильям Годвин успел пережить свою славу, многие из самых ревностных его учеников, такие как поэты Вордсворт и Кольридж, для которых он был одно время поистине "властителем дум", - отступились от его взглядов и публично осудили их. Потеряв жену, он женился во второй раз. Ему приходилось заниматься изматывающей литературной подёнщиной, чтобы прокормить многочисленную семью - детей от первого и второго брака. Но его заработка катастрофически не хватало. В доме, как вспоминала впоследствии Мэри, было не принято говорить о еде.

С мачехой у Мэри сложились плохие отношения, но иначе и быть не могло. Эта напыщенная мещанка, с мелочными интересами и тупым деспотизмом была вопиющей противоположностью одухотворённому образу её матери. Мэри с раннего детства привыкла жить мечтами и книгами, пробовала писать.

"Нет ничего удивительного в том, что я, дочь родителей, занимающих видное место в литературе, очень рано начала помышлять о сочинительстве, - отмечала позднее Мэри. - Я марала бумагу ещё в детские годы, и моим любимым развлечением было писать разные истории".

Перси Шелли, первая и единственная любовь

Знакомство с Перси Шелли открыло шестнадцатилетней Мэри тот мир благородных стремлений, помыслов и чувств, которые ранее существовали лишь в её воображении. А произошло это знакомство следующим образом.

Шелли зашёл в гости к Уильяму Годвину, идеями которого он так восхищался. Там он и увидел впервые бледную, хрупкую блондинку с пристальным, "пронзительным" взглядом тёмных глаз, поразившую его воображение.

Забытому всеми Годвину безусловно было приятно такое отношение к нему со стороны Шелли, к тому же Перси был аристократом и наследником крупного состояния. Правда написанная Шелли брошюра "Необходимость атеизма" привела к исключению его из Оксфордского университета. А необдуманный брак с Хэрриет Вестбрук, хорошенькой дочкой трактирщика, которую Шелли, в порыве юношеского максимализма, решил "спасти" от домашней тирании, окончательно рассорил его с родителями.

Но Годвин, повинуясь горькой необходимости, сумел извлечь пользу даже из отдалённых имущественных прав своего юного друга. Шелли занимал и занимал деньги под ростовщические проценты, в счёт состояния, которое ему предстояло унаследовать после смерти отца и деда, чтобы поддержать непрочный бюджет семьи Годвинов. Шелли стал частым гостем в этой семье. Он имел возможность хорошо узнать Мэри. В ней он нашёл то, чего не хватало ему в Хэрриет. Они полюбили друг друга.

Вот что пишет Перси Шелли в своём философском этюде "О любви": "Найти своё соответствие; встретить ум, способный оценить твой; воображение, способное понять тончайшие неуловимые оттенки чувств, которые ты втайне лелеял; тело, чьи нервы вибрируют вместе с твоими, подобно струнам двух лир, сопровождающих прекрасный голос певца; найти всё это в том сочетании, какого жаждет наша душа."

Эти строки он посвятил Мэри. Да, он был женат и даже успел стать отцом, но он не мог расстаться с ней, своей единственной любовью ибо без любви "человек превращается в живую гробницу, от него остаётся лишь оболочка того, чем он был прежде". Они решили бежать. Клер, сводная сестра Мэри упросила их взять её с собой.

Побег влюбленных и годы странствий

В романтических иллюзиях, с какими юная пара начала свою совместную жизнь, было много наивного, даже детского. Дневник, который Перси и Мэри вели во время своего путешествия летом 1814 года, трогает своим простодушием и юмором. Волнующее утро тайного побега из родительского дома. Переправа через Ла-Манш в утлом судёнышке. Ночлег в Кале. Странствия по горам и долам, которых не могло омрачить даже постоянное безденежье.

Но иллюзии влюблённых, были омрачены столкновением с суровой реальностью повседневной жизни. Отец Мэри не только не одобрил поступка дочери, он даже не желал её видеть. Двери отцовского дома для Перси также были закрыты навсегда. В то время как Шелли затравленный и собственными заимодавцами, и кредиторами своей законной супруги, метался по Лондону, скрываясь от ареста за долги и стараясь сделать новый заём, Мэри одна, беременная, без денег, ютилась в жалких меблированных комнатах, обмениваясь с мужем отчаянными записками или видясь с ним урывками.

Её первый ребёнок, девочка, родилась недоношенной и вскоре умерла. Но несмотря на трагическую утрату и тяготы быта Мэри, привыкшая с детства находить отраду в том, чтобы добывать "познания из запретных рудников" много работает. Списки книг, прочитанных ею в первые годы замужества, превосходили объём программы полного университетского курса. Она изучает многотомные труды по истории древнего и нового мира, трактаты философов и социологов, читает сочинения античных классиков и современных поэтов. Великолепно образованный и эрудированный Перси был её помощником и наставником.

"Прощай любимая: тысяча сладчайших поцелуев живёт в моей памяти, - пишет Шелли семнадцатилетней жене, добавляя тут же. - Если ты расположена заняться латынью, почитай "Парадоксы" Цицерона".

Кроме латинского языка, с которым Мэри была уже знакома ранее, она с первых же месяцев замужества принимается за греческий, потом учит итальянский язык.

Совместное творчество. Знакомство с Байроном

Шелли высоко ценил дарования Мэри и относился к ней как к равной в их трудах и планах. Нередко, считая, что ей особенно удаётся изображение трагического, он убеждал её взяться за разработку той или иной темы, с которой, он был уверен, она справится лучше, чем он. Так было с "Ченчи" и "Карлом I", и только когда она категорически отказалась, он стал писать эти трагедии. Иногда они пользовались одной записной книжкой: сохранился рукописный томик, где наброски повести Мэри "Матильда" соседствуют с "Одой к Неаполю" и черновыми набросками "Освобождённого Прометея", вписанными рукой Шелли.

"Дитя любви и света" - так назвал он Мэри в обращённых к ней строфах посвящения "Восстания Ислама". Она рисовалась его воображению как участница их общего жизненного подвига:

"Есть радость не склоняться пред судьбой,
Ту радость мы изведали с тобой."

Да так оно и было на самом деле. Поэзия и трагедия в равной степени отмечали их реальную жизнь. После побега из родительского дома доброе имя Мэри было полностью скомпрометировано, ходили сплетни о том, что Годвин просто продал дочь и падчерицу Шелли. Их не принимали в свете. Даже близкая подруга Мэри отказалась от неё. Симпатии публики были на стороне законной жены Шелли - Херриет, оставшейся без средств с двумя детьми на руках.

Шелли как только мог помогал ей, но они сами еле сводили концы с концами, постоянно преследуемые кредиторами. К тому же в начале 1816 года у Мэри родился сын Уильям, молодой матери был необходим хотя бы относительный покой, ведь первого ребёнка она потеряла и очень тревожилась за жизнь сына. Ситуация была настолько тяжёлой, что они решили уехать на некоторое время из Лондона. В начале лета семья Шелли отправляется в Швейцарию к ним присоединилась и Клер.

В Швейцарии их соседом оказался лорд Байрон. Между Шелли и Байроном возникла тесная дружба. А Клер, как оказалась, стала любовницей Байрона ещё в Лондоне и в Швейцарию направилась не случайно.

Почти всё лето стояла дождливая ненастная погода, лодочные прогулки по озеру пришлось отложить, да и просто на улицу выходить не хотелось. Поэтому молодые люди проводили время беседуя о поэзии, философии, делились творческими планами. Однажды, чтобы развлечься, Байрон предложил сочинить каждому из присутствующих какую-нибудь страшную историю. Мэри отнеслась к этому предложению очень серьёзно. О том, как у неё возник замысел романа "Франкенштейн" она рассказала пятнадцать лет спустя, готовя книгу к изданию в серии "Образцовые романы".

"Лорд Байрон и Шелли часто подолгу беседовали, а я была их прилежным, - но безмолвным слушателем. Однажды они обсуждали различные философские вопросы, в том числе секрет зарождения жизни и возможность когда-нибудь открыть его и воспроизвести": ":было уже за полночь, когда мы отправились на покой. Положив голову на подушку я не заснула, но и не просто задумалась. Воображение властно завладело мной, наделяя явившиеся мне картины яркостью, какой не обладают обычные сны. Глаза мои были закрыты, но я каким-то внутренним взором необычайно ясно увидала бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некой силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось..."

В течении нескольких вечеров Мэри рассказывала своим друзьям страшную и трагическую историю. Байрон был поражён необыкновенным литературным талантом этой девятнадцатилетней женщины и посоветовал ей непременно записать свой вымысел. Так родился "Франкенштейн" замечательный роман об учёном, который во многом предвосхитил научную фантастику XX века.

В той творческой атмосфере, которая создалась в тесном швейцарском кружке летом 1816 года, даже секретарь и домашний врач Байрона Джон Полидори написал страшную романтическую повесть "Вампир", которая была опубликована и имела успех. А.С. Пушкин упоминает эту повесть в "Евгении Онегине", характеризуя круг чтения образованной русской девушки:

"Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный..."

Для Байрона и Шелли это был тоже необычайно плодотворный период. Но главное, после общения их творчество заметно обогатилось. Поэмы Байрона приобрели большую философскую глубину, образы стали многогранней, тема богоборчества, богоискательства выступила на первый план. В поэмах Шелли появились новые сюжеты, его творчество стало конкретней, земная страсть звучала в речах его героев.

Череда утрат

Но время шло и расставание было неизбежным. В августе семейство Шелли вернулось в Англию. Месяцы последовавшие за их возвращением были омрачены печальными событиями. В октябре отравилась Фанни, сестра Мэри, "чтобы никому не быть в тягость", как написала она в предсмертной записке.

В декабре покончила с собой Хэрриет Шелли. Как это было не печально, но её смерть освободила влюблённых и позволила Мэри и Перси наконец-таки обвенчаться. Мэри уже готовилась принять в свой дом, как родных, осиротевших детей Хэрриет, но родительские права Перси Шелли были оспорены в Канцлерском суде. Как опасного вольнодумца, открыто проповедующего "безнравственные принципы", его лишили права воспитывать своих детей. Шелли болезненно переживал это решение суда. Мэри утешала его как могла.

В это же время у неё появились и другие проблемы. Клер родила от Байрона дочь, чтобы уберечь репутацию сестры, Мэри оставила маленькую Аллегру у себя и заботилась о ней до тех пор, пока Байрон не поместил её в монастырскую школу в Италии, где несчастная девочка и умерла. Несмотря на всё это трагическое стечение обстоятельств Мэри именно в этот период пишет свой знаменитый роман и заканчивает его в мае 1817 года. В октябре она вновь становится матерью, у неё родилась дочь Клара.

Постоянная борьба с нуждой, поиски средств к существованию, решение суда, с которым он не смог смириться до конца своей жизни, надломили здоровье Шелли. Он заболел. К тому же его постоянно тревожила мысль о том, что у него могут отнять и детей Мэри. Всё это побудило семью Шелли покинуть Англию. Весной 1818 года они уехали в Италию. Именно в это время вышел в свет роман Мэри Шелли "Франкенштейн".

Долгожданный отъезд в Италию не изменил их кочевого образа жизни. Им не было места на этой земле. Куда бы они не последовали беда подстерегала их повсюду. Казалось, что чудовище Мэри Шелли, её нематериальный гомункул, созданный в реторте высшей тайной науки - алхимии слова, воплотился и преследовал её, отнимая самых близких людей, тех, кого она так любила, отметив её судьбу печатью обречённости. В Венеции умерла Клара. В Риме - Уильям. Отчаянье Мэри было беспредельным. Спасло её только рождение четвёртого ребёнка, сына, Перси Флорен.

Гибель Перси Шелли. Обугленное сердце

В начале июля 1822 года судьба нанесла Мэри свой самый жестокий удар. Яхта, в которой Шелли с двумя спутниками возвращался из Ливорно, была застигнута внезапным шквалом. Выброшенные на берег изуродованные тела были обнаружены только 18 июля. Шелли опознали по находившимся в карманах его одежды томикам Эсхила и Китса. После того, как было получено разрешение властей, 13 августа тело Шелли было сожжено на костре на берегу моря в присутствии Байрона и нескольких друзей. Пепел был захоронен на Английском кладбище в Риме рядом с могилой погребённого незадолго до того Д.Китса. А обугленное сердце Шелли Мэри носила с собой до самой смерти. Перси Шелли, родившийся 4 августа 1792 года, не дожил всего несколько дней до своего тридцатилетия.

"Восемь лет, которые я провела с ним, - писала Мэри через месяц после смерти мужа, - значили больше, чем обычный полный срок человеческого существования."

Затянувшийся на десятилетия эпилог

Бурная, романтическая драма её жизни была закончена; остальное было только эпилогом, затянувшимся на несколько десятилетий. Все её заботы теперь были отданы сыну, маленькому Перси Флоренсу, единственному, кто у неё остался. Начались многолетние конфликты с сэром Тимоти Шелли, который сперва требовал, чтобы Мэри вовсе отказалась от своих прав на трёхлетнего ребёнка, а потом назначил внуку скудное содержание, поставив условием, чтобы Мэри не смела ни писать о Шелли, не издавать его рукописи. Когда она рискнула нарушить этот запрет, опубликовав "Посмертные стихотворения" Шелли, сэр Тимоти немедленно прекратил выплату денег на содержание внука.

Чтобы дать сыну достойное образование Мэри Шелли неустанно зарабатывала на жизнь литературным трудом. Она занималась редактурой, писала биографические очерки об иностранных писателях, переводила, рецензировала. Она написала ещё пять романов, которые были изданы и вызвали определённый интерес читателя, но "Франкенштейн" оказался единственным романом Мэри Шелли, который даровал ей бессмертие.

Тимоти Шелли дожил до девяносто одного года. Когда в 1844 году Перси Флоренс Шелли унаследовал фамильный титул и состояние ему было уже двадцать пять лет.

Мери же до конца жизни занималась литературным трудом неизменно подписывая свои произведения "Автор "Франкенштейна". Умерла она 1 февраля 1851 года, пережив своего любимого мужа почти на тридцать лет.

Писательница.

Биография

Женевское озеро и «Франкенштейн»

«Мне привиделся бледный учёный, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нём проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца».

Мэри начала работу над произведением, которое изначально должно было быть в жанре новеллы. Под влиянием энтузиазма Перси Шелли новелла выросла до размеров романа, ставшего для неё первым и получившим название «Франкенштейн, или Современный Прометей ». Этот роман был опубликован в 1818 году . Позже она описывала то лето в Швейцарии как период, «когда я впервые перешагнула из детства в жизнь».

Основные произведения

  • История шестинедельного путешествия / History of Six Weeks" Tour through a Part of France, Switzerland, Germany, and Holland, with Letters Descriptive of a Sail round the Lake of Geneva, and of the Glaciers of Chamouni (1817)
  • Франкенштейн, или Современный Прометей / Frankenstein; or, The Modern Prometheus (1818)
  • Матильда / Mathilda (1819)
  • Вальперга, или Жизнь и приключения Каструччо, князя Лукки / Valperga; or, The Life and Adventures of Castruccio, Prince of Lucca (1823)
  • Последний человек / The Last Man (1826)
  • Судьба Перкина Уорбека / The Fortunes of Perkin Warbeck (1830)
  • Лодор / Lodore (1835)
  • Фолкнер / Falkner (1837)

Экранизации

См. также

Напишите отзыв о статье "Шелли, Мэри"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Мэри Шелли прожила долгую и не очень счастливую жизнь. Написав до "Франкенштейна" несколько произведений, она и после него продолжала заниматься литературным трудом, опубликовав в 1826 году еще один фантастический роман - "Последний человек". Однако только "Франкенштейну" суждено было стать явлением мировой культуры.

Мэри родилась 30 августа 1797 года, в семье известных английских писателей конца XVIII века Уильяма Годвина и Мэри Уолстонкрафт, бывших в свое время "властителями дум" английского общества.

Мэри Уолстонкрафт прославилась пропагандой женского равноправия. Она умерла через несколько дней после рождения дочери, навсегда оставшись для той предметом поклонения.

"Нет ничего удивительного в том, что я, дочь родителей, занимающих видное место в литературе, очень рано начала помышлять о сочинительстве, - отмечала позднее М. Шелли. - Я марала бумагу еще в детские годы, и любимым моим развлечением было "писать разные истории".

Ее детство прошло в сельской местности, в Шотландии. Уильям Годвин женился во второй раз. Ему приходилось заниматься изматывающей литературной поденщиной, чтобы прокормить многочисленную семью: Мэри, ее старшую сестру Фанни (внебрачную дочь Мэри Уолстонкрафт), сына и дочь второй миссис Годвин от первого брака, малолетнего Уильяма - плод его любви со второй миссис Годвин.

Он в то время уже не походил на "властителя дум". Многие старые друзья отвернулись от него. Зато появились новые. В их числе юный наследник баронетского титула и изрядного состояния Перси Биши Шелли, которому вскоре, наряду с Байроном, суждено было занять одно из первых мест в английской поэзии.

Знакомство с Перси Шелли открыло шестнадцатилетней Мери тот мир благородных стремлений, помыслов и чувств, которые ранее существовали лишь в её воображении. А произошло это знакомство следующим образом.

Шелли зашёл в гости к Уильяму Годвину, идеями которого он так восхищался. Там он и увидел впервые бледную, хрупкую блондинку с пристальным, "пронзительным" взглядом тёмных глаз, поразившую его воображение.

Забытому всеми Годвину безусловно было приятно такое отношение к нему со стороны Шелли, к тому же Перси был аристократом и наследником крупного состояния. Правда написанная Шелли брошюра "Необходимость атеизма" привела к исключению его из Оксфордского университета. А необдуманный брак с Хэрриет Вестбрук, хорошенькой дочкой трактирщика, которую Шелли, в порыве юношеского максимализма, решил "спасти" от домашней тирании, окончательно рассорил его с родителями. Но Годвин, повинуясь горькой необходимости, сумел извлечь пользу даже из отдалённых имущественных прав своего юного друга.

Шелли занимал и занимал деньги под ростовщические проценты, в счёт состояния, которое ему предстояло унаследовать после смерти отца и деда, чтобы поддержать непрочный бюджет семьи Годвинов. Шелли стал частым гостем в этой семье. Он имел возможность хорошо узнать Мери. В ней он нашёл то, чего не хватало ему в Хэрриет. Они полюбили друг друга. Вот что пишет Перси Шелли в своём философском этюде "О любви": "Найти своё соответствие; встретить ум, способный оценить твой; воображение, способное понять тончайшие неуловимые оттенки чувств, которые ты втайне лелеял; тело, чьи нервы вибрируют вместе с твоими, подобно струнам двух лир, сопровождающих прекрасный голос певца; найти всё это в том сочетании, какого жаждет наша душа:" Эти строки он посвятил Мери. Да, он был женат и даже успел стать отцом, но он не мог расстаться с ней, своей единственной любовью ибо без любви "человек превращается в живую гробницу, от него остаётся лишь оболочка того, чем он был прежде".

Роман между Шелли и шестнадцатилетней Мэри был бурным и изобиловал теми переживаниями и приключениями, что свойственны романтическому началу XIX века.

Свидания, назначавшиеся у могилы Мэри Уолстонкрафт. Побег из отцовского дома вместе со сводной сестрой Клер Клермонт. Преследования Хэрриет Вестбрук, жены Шелли, дочки трактирщика, на которой тот женился совсем юным.

Они не только "писали разные истории", но и жизнью своей иллюстрировали правдоподобие этих историй, сколь ни невероятными казались бы те постороннему глазу. Поэзия и трагедия в равной степени отмечали их реальную жизнь - продолжение выдуманной.

Отравилась Фанни. Утопилась Хэрриет. Шелли лишили отцовских прав на его детей от Хэрриет. Клер Клермонт стала любовницей Байрона и родила от него дочь.

И на этом фоне совсем другая жизнь! Байрон пишет "Чайльд Гарольда". Шелли создает несколько поэм. Его юная жена тоже пробует себя в литературе.

Обыденность изо всех сил старается сделать из них "обычных" людей, но они успешно рвут ее путы, равняя свои дела и мысли по звездам.

Издатели "Образцовых романов", включив "Франкенштейна" в свою серию, высказали пожелание, чтобы я изложила для них историю создания этой повести. Я согласилась тем более охотно, что это позволит мне ответить на вопрос, который так часто мне задают: как могла я, в тогдашнем своем юном возрасте, выбрать и развить столь жуткую тему?

Нет ничего удивительного в том, что я, дочь родителей, занимающих видное место в литературе, очень рано начала помышлять о сочинительстве. Я марала бумагу еще в детские годы, и любимым моим развлечением было "писать разные истории".

Впоследствии моя жизнь заполнилась заботами и место вымысла заняла действительность. Однако мой муж (Перси Биши Шелли) с самого начала очень желал, чтобы я оказалась достойной дочерью своих родителей и вписала свое имя на страницы литературной славы. Но я ничего не предпринимала. Переезды и семейные заботы заполняли все мое время.

Летом 1816 года мы приехали в Швейцарию и оказались соседями лорда Байрона. Лето оказалось дождливым и ненастным; непрестанный дождь часто по целым дням не давал нам выйти. В руки к нам попало несколько томов рассказов о привидениях в переводе с немецкого на французский.

"Пусть каждый из нас сочинит страшную повесть", - сказал лорд Байрон, и это предложение было принято. Я решила сочинить повесть и потягаться с теми рассказами, которые подсказали нам нашу затею. Такую повесть, которая обращалась бы к нашим тайным страхам и вызывала нервную дрожь; такую, чтобы читатель боялся оглянуться назад; чтобы у него стыла кровь в жилах и громко стучало сердце. Я старалась что-то придумать, но тщетно. Я ощущала то полнейшее бессилие - худшую муку сочинителей, - когда усердно призываешь музу, а в ответ не слышишь ни звука. "Ну как, придумала?" - спрашивали меня каждое утро, и каждое утро, как ни обидно, я должна была отвечать отрицательно.

"Все имеет начало", говоря словами Санчо; но это начало, в свою очередь, к чему-то восходит. Надо смиренно сознаться, что сочинители не создают своих творений из ничего, а всего лишь из хаоса; им нужен прежде всего материал; они могут придать форму бесформенному, но не могут рождать самую сущность. Творчество состоит в способности почувствовать возможности темы и в умении сформулировать вызванные ею мысли.

Лорд Байрон и Шелли часто и подолгу беседовали, а я была их прилежным, но почти безмолвным слушателем. Однажды они обсуждали различные философские вопросы, в том числе секрет зарождения жизни и возможность когда-нибудь открыть его и воспроизвести. Они говорили об опытах доктора Дарвина (имеется в виду Эразм Дарвин (1731-1802), дед знаменитого естествоиспытателя Чарлза Дарвина); он будто бы хранил в пробирке кусок вермишели, пока тот каким-то образом не обрел способности двигаться. Решили, что оживление материи пойдет иным путем. Быть может, удастся оживить труп; явление гальванизма, казалось, позволяло на это надеяться; быть может, ученые научатся создавать отдельные органы, соединять их и вдыхать в них жизнь.

Пока они беседовали, подошла ночь; было уже за полночь, когда мы отправились на покой. Положив голову на подушки, я не заснула, но и не просто задумалась. Воображение властно завладело мной, наделяя являвшиеся мне картины яркостью, какой не обладают обычные сны. Глаза мои были закрыты, но я каким-то внутренним взором необычайно ясно увидела бледного адепта тайных наук, склонившегося над созданным им существом. Я увидела, как это отвратительное существо сперва лежало недвижно, а потом, повинуясь некоей силе, подало признаки жизни и неуклюже задвигалось. Такое зрелище страшно; ибо что может быть ужаснее человеческих попыток подражать несравненным творениям создателя?

Тут я сама в ужасе открыла глаза. Я так была захвачена своим видением, что вся дрожала и хотела вместо жуткого создания своей фантазии поскорее увидеть окружающую реальность. Я не сразу прогнала ужасное наваждение; оно еще длилось. И я заставила себя думать о другом. Я обратилась мыслями к моему страшному рассказу - к злополучному рассказу, который так долго не получался!

О, если б я могла сочинить его так, чтобы заставить и читателя пережить тот же страх, какой пережила я в ту ночь!

И тут меня озарила мысль, быстрая как свет и столь же радостная: "Придумала! То, что напугало меня, напугает и других; достаточно описать призрак, явившийся ночью к моей постели".

Наутро я объявила, что сочинила рассказ. В тот же день я начала его словами: "Это было ненастной ноябрьской ночью", а затем записала свой ужасный сон наяву.

В течении нескольких вечеров Мери рассказывала своим друзьям страшную и трагическую историю. Байрон был поражён необыкновенным литературным талантом этой девятнадцатилетней женщины и посоветовал ей непременно записать свой вымысел. Так родился "Франкенштейн" замечательный роман об учёном, который во многом предвосхитил научную фантастику XX века.

В декабре 1817 покончила с собой Хэрриет Шелли. Как это было не печально, но её смерть освободила влюблённых и позволила Мери и Перси наконец-таки обвенчаться (1818). Мери уже готовилась принять в свой дом, как родных, осиротевших детей Хэрриет, но родительские права Перси Шелли были оспорены в Канцлерском суде. Как опасного вольнодумца, открыто проповедующего "безнравственные принципы", его лишили права воспитывать своих детей. Шелли болезненно переживал это решение суда. Мери утешала его как могла. В это же время у неё появились и другие проблемы. Клер родила от Байрона дочь, чтобы уберечь репутацию сестры, Мери оставила маленькую Аллегру у себя и заботилась о ней до тех пор, пока Байрон не поместил её в монастырскую школу в Италии, где несчастная девочка и умерла. Несмотря на всё это трагическое стечение обстоятельств Мери именно в этот период пишет свой знаменитый роман и заканчивает его в мае 1817. В октябре она вновь становится матерью, у неё родилась дочь Клара.

Постоянная борьба с нуждой, поиски средств к существованию, решение суда, с которым он не смог смириться до конца своей жизни, надломили здоровье Шелли. Он заболел. К тому же его постоянно тревожила мысль о том, что у него могут отнять и детей Мери. Всё это побудило семью Шелли покинуть Англию. Весной 1818 они уехали в Италию. Именно в это время вышел в свет роман Мери Шелли "Франкенштейн".

Долгожданный отъезд в Италию не изменил их кочевого образа жизни. Им не было места на этой земле. Куда бы они не последовали беда подстерегала их повсюду. Казалось, что чудовище Мери Шелли, её нематериальный гомункул, созданный в реторте высшей тайной науки - алхимии слова, воплотился и преследовал её, отнимая самых близких людей, тех, кого она так любила, отметив её судьбу печатью обречённости. В Венеции умерла Клара. В Риме - Уильям. Отчаянье Мери было беспредельным. Спасло её только рождение четвёртого ребёнка, сына, Перси Флорен.

В начале июля 1822 судьба нанесла Мери свой самый жестокий удар. Яхта, в которой Шелли с двумя спутниками возвращался из Ливорно, была застигнута внезапным шквалом. Выброшенные на берег изуродованные тела были обнаружены только 18 июля. Шелли опознали по находившимся в карманах его одежды томикам Эсхила и Китса. После того, как было получено разрешение властей, 13 августа тело Шелли было сожжено на костре на берегу моря в присутствии Байрона и нескольких друзей. Пепел был захоронен на Английском кладбище в Риме рядом с могилой погребённого незадолго до того Д.Китса. А обугленное сердце Шелли Мери носила с собой до самой смерти. Перси Шелли, родившийся 4 августа 1792 года, не дожил всего несколько дней до своего тридцатилетия.

После трагической гибели поэта в 1822 Мери посвятила жизнь редактированию и публикации его наследия и воспитанию их сына, единственного из четырех детей, не умершего во младенчестве. Женщина талантливая и образованная, она зарабатывала на жизнь литературным трудом, поскольку свекор выделял на внука весьма скудное содержание. При жизни Мери Шелли выпустила шесть романов (седьмой был издан только в 1859). Пять из них прочно забыты и принадлежат истории литературы, хотя «Последний человек» (1826) - интересный образец ранней английской антиутопии. Но самый первый, написанный ею в 19 лет, стал поистине классическим произведением - «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), в тексте которого прихотливо сочетаются элементы готического романа, поэтики романтизма и просветительского реализма.

Это роман о великом свершении и роковой ошибке человеческого гения. Швейцарский учёный Виктор Франкенштейн, изучив труды средневековых алхимиков и кабалистов, а также достижения современной медицины и естествознания, проникает в тайны жизни. Вознамерившись победить саму Смерть, он создает человекоподобное гигантское существо, непередаваемо уродливое чудовище. Наделённое добрыми задатками, его творение стремится сблизиться с людьми и служить им, но люди ужасаются его виду, гонят прочь и пытаются убить, и оно, отчаявшись, объявляет войну человеческому роду и своему создателю. Франкенштейн преследует сотворённого им "демона", чтобы его уничтожить. Погоня приводит преследователя и преследуемого в полярные широты, где учёный умирает на борту корабля, пробивающегося к Северному полюсу. Терзаемое одиночеством и раскаянием чудовище клянётся перед телом своего создателя, что умертвит себя и сожжёт, чтобы унести с собой тайну искусственной жизни. Созданию особой атмосферы романа, в котором показан поединок титанических страстей в обстоятельствах исключительно безысходных, способствуют описания экзотических ландшафтов: диких гор Швейцарии, пустошей и морской стихии Оркнейских островов, ледяного безмолвия Арктики.

Философская идея Мери Шелли - непостижимость тайн мироздания и опасность вмешательства человека в дела природы и ее законы - со временем была упрощена и опошлена. В бесчисленных драматизациях, экранизациях и примитивных «продолжениях» ее книги на первый план постепенно выдвинулось само чудовище, оттеснив своего творца на второй и даже присвоив себе его имя. В XX веке монстр Франкенштейн - наряду с вампиром Дракулой из одноимённого романа (1897) ирландца Брэма Стокера - стал одной из важнейших фигур-символов в мифологии массового сознания Запада и порождённой ею культуре.

Из пяти романов, опубликованных Мэри Шелли после «Франкенштейна», наиболее интересны «Последний человек» (1826) и «Lodore» (1835). Как и в других произведениях, написанных ею после смерти Шелли, в них много автобиографического. В период работы над «Последним человеком» Мэри отметила в своем дневнике, что проецировала в будущее, изображенное в этой фантастической утопии, свое мучительное чувство одиночества. В главных действующих лицах романа легко узнать романтически преображенные характеры Байрона и Шелли. Будущее человечества рисуется Мэри Шелли в мрачных красках. Люди добьются расширения своих свобод; новые изобретения улучшат их жизнь (Мэри описывает, в частности, «пернатые» воздухоплавательные аппараты, на которых ее герои летят из Италии в Англию, на что им требуется шесть дней). В 2092 году всюду царит мир. Еще двенадцать месяцев, и на земле наступит рай, мечтает Адриан. Но силы природы ополчаются против людей. Эпидемия чумы охватывает целые континенты. Народы охвачены паникой. В Англии начинается голод. К этому присоединяются небывалые стихийные бедствия: разрушительные ураганы, землетрясения, наводнения. Банды беглецов из Америки являются в Англию; грабя и пожирая, как саранча, все, что попадается на пути, они идут штурмовать Лондон...

В «Lodore», вполне реалистическом психологическом романе, действие которого происходит в тогдашней Англии, в портретах героев также угадываются черты Байрона и Шелли. Особенно интересны главы, описывающие бедственную жизнь в Лондоне молодой супружеской четы Вильерсов. В изображении их мытарств в сумрачном зимнем Лондоне, с его желтыми туманами, толпами равнодушных прохожих, бедными меблированными комнатами, судебными приставами и арестным домом, писательница явно воспользовалась воспоминаниями о печальной зиме 1814/15 года — первой зиме ее замужней жизни.

Представляет интерес и рассказ Шелли «The Mortal Immortal» (1883), в котором ассистент оккультиста Корнелия Агриппы выпивает эликсир бессмертия, сделанный его учителем. Через 300 лет спустя он несчастен, мрачен, почти безумен, т.к. остается молодым, а его любовь давным-давно умерла. На идейном уровне рассказ имеет отсылки к роману ее отца Уильяма Годвина «Сен Леон», и более 40 раз включался в различные жанровые антологии.

В жанровые антологии неоднократно включались также ее рассказы «Valerius: The Reanimated Roman» (1819), «Превращение» (1830), «Сон» (1931), «The Invisible Girl» (1832) и «Roger Dodsworth: The Reanimated Englishman» (1863).

Мэри Шелли умерла 1 февраля 1851 года на Честер-сквер в возрасте пятидесяти трех лет, как посчитал ее врач, — от опухоли головного мозга.

Последние лучшие фильмы